Правила для родителей в группе «Вместе с родителем»

Старайтесь быть внимательными и включёнными во всё, что происходит на занятии

Наслаждайтесь обществом друг друга в уникальных условиях, когда никто и ничто вас не отвлекает. Включите беззвучный режим на телефоне. Если вам необходимо во время занятия поговорить по телефону, выйдите, пожалуйста, ненадолго в коридор, предупредив об уходе педагога и ребёнка.

Предоставьте ребёнку свободу выбора

Ребёнок сам выбирает материал, продолжительность и способ работы с ним, сам решает принимать ли к себе в пару кого-то ещё. Ребёнок вправе передумать в любой момент. Также вправе не выбирать материал, не заниматься ничем активно, а находиться в позиции пассивного наблюдателя. Не мешайте ему, наблюдение – тоже работа.

Стимулируйте ребёнка работать на коврике или за столом

Так ребенок учится организовывать себе рабочее пространство, приучается к порядку. Это способствует концентрации ребёнка в выбранной деятельности, устанавливает границы. Первое время предлагайте или напоминайте ребёнку перенести материал с полки для индивидуальной работы, впоследствие он усвоит это как норму, и станет делать это самостоятельно. Проговаривайте ваши действия.

Например: “Ты хочешь с этим позаниматься? Я помогу тебе перенести этот материал на коврик”

Не привлекайте внимание ребёнка к материалам

Если вам понравился материал, это не значит, что ребёнку нужно с ним работать. Перенесите его на  отдельный коврик или за стол, и позанимайтесь сами. Разрешите ребёнку наблюдать за вами и, если он захочет - присоединиться

«Помоги мне это сделать самому!» (Мария Монтессори)

Спросите ребенка, нужна ли ему ваша помощь. Воздержитесь от помощи, если он против. Помогите ребёнку лишь в той части, с которой у него сложность. Не стоит делать всю работу за него. Ваша собственная уверенность в том, что ребенок справится с любой трудностью, помогает ему справляться.

Дайте им самим «набить шишки»

«Опытом люди называют свои ошибки» Оскар Уайльд. Большинство материалов подразумевает возможность самопроверки, чтобы избежать необходимости указывать ребёнку на промах. Ребёнок имеет право ошибаться, замечать неправильность, и исправлять её самостоятельно. Ребёнок также имеет право не замечать своих оплошностей в работе, или замечать, но не пытаться их исправить.

Позволяйте ребенку встречаться со следствием своих действий (или бездействия).

Только так он сможет адекватно выстроить причинно-следственные связи, стать более сознательным и ответственным.

Следите за безопасностью ребёнка

В Монтессори пространстве встречаются бьющаяся посуда, гвозди, кнопки, иголки, ножницы, ножи, молотки, горящие свечи и прочие небезопасные для ребёнка предметы. Они нужны для того, чтобы показать ему, что всё вокруг состоит не только из пластика, что вещи бьются, ломаются, и могут нанести незначительный вред ребёнку. Это учит аккуратности, и адекватному восприятию реального мира. Покажите ребёнку как пользоваться этими предметами, чтобы минимизировать вред. Дайте ему возможность получить собственный опыт под вашим наблюдением.

Охраняйте концентрированную деятельность детей в группе (как своих, так и чужих)

Это основа развития усидчивости и сосредоточенности. Во время сконцентрированной работы формируются и крепнут нейронные связи в мозге ребёнка

Устанавливайте границы

Обоснованные правила, ограничения, запреты и требования должны быть в жизни каждого ребенка. В разумном количестве они помогают ребенку почувствовать себя в безопасности. Уважайте работу других детей и воспитывайте это уважение в своем ребёнке.

Например: «Сейчас с этим материалом занимается Мирон. Ты можешь подождать, когда Мирон закончит, или выбрать другой материал».

Сталкиваясь с ограничениями в группе, ребёнок может расстроиться. Дайте ему понять, что вы разделяете его печаль, не снимая при этом ограничений. Например: «Ты расстроился», «Ты разозлился».

Развивайте эмоциональный интеллект ребёнка

Применяйте активное слушание, называйте эмоцию. Предлагайте ребёнку стратегии поведения в той или иной ситуации.

Избегайте запретов

Среда в классе построена таким образом, чтобы прямых запретов было как можно меньше. Лучше вместо запрета стараться предлагать альтернативу. Например: «Ты хочешь наливать воду? Ты можешь налить её в это ведро или эту миску».

Старайтесь находиться на уровне ребёнка

Присядьте на корточки. Так у него не будет ощущения, что вы «нависаете» и «давите». Смотрите ребёнку в глаза, когда обращаетесь к нему. 

Говорите тихо

Громкие разговоры взрослых на занятии могут отвлечь детей и помешать им сосредоточиться. Высокий уровень шума создаёт хаос и утомляет.

Поддерживайте порядок

Весь материал после работы приводится в исходное состояние и убирается на место. Так у ребёнка сформируются привычка завершать действия, и чувство ответственности за свои действия. Первое время убирайте материал за ребёнка, позже он станет делать это самостоятельно. Убирая на место, проговаривайте ваши действия.

Например: «Ты позанимался? Я помогу тебе убрать материал обратно на полку»

Следите за уровнем удовлетворения базовых потребностей ребёнка

Если вы видите, что ваш ребёнок не в настроении заниматься (хочет спать, есть, плохо себя чувствует) – идите с ним домой.

Консультируйтесь с педагогом

По любому вопросу, с любым затруднением. Мы здесь, чтобы помочь.