Чему на самом деле учат в Монтессори-группе

Почему родители приводят своих детей в группы Монтессори? С этого вопроса мы начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И ответов на него может быть много, и они самые разные, начиная от «раннего развития» и кончая «модно» и «рядом с домом».

Но это все так сказать тактические задачи. Что же является стратегической?

Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К сожалению, даже это не всегда верно, некоторые хотят, чтобы их дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и нобелевскими лауреатами. Что со счастьем, вообще говоря, не связано никак.

Мы же можем поставить несколько более простую задачу – что нужно человеку в современном обществе, чтобы он имел хорошую семью, хорошую интересную прилично оплачиваемую работу и друзей. Всего-то. Впрочем, может это и есть счастье.

Как было сказано в одном хорошем фильме, счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.

Так какими же качествами должен обладать для этого человек?

Вопрос не такой сложный, и методом мозгового штурма ответы на него находятся за несколько минут. В разных аудиториях перечень этих качеств оказывается  примерно одинаковым. Здесь мы рассмотрим несколько из них, о которых вспоминают чаще всего.

  • Коммуникабельность
  • Целеустремленность. Работоспособность
  • Умение принимать решения и делать выбор
  • Ответственность
  • Умение и желание учиться
  • Творчество или креативность
  • Терпимость
  • Не бояться рисковать, не бояться сделать ошибку
  • Лидерские навыки, организаторские способности

Учитывая, что личность человека процентов на 90 формируется к 6-7 годам, мы можем сказать, что то время, которое ребенок проведет в наших группах 0-3 и 3-6 является базовым и формирующим.

Давайте посмотрим, насколько условия в Монтессори-группе и философия Монтессори помогают формированию именно этих качеств.

 

Итак.

 

Коммуникабельность.

С одной стороны, склонность или нежелание общаться с другими людьми в значительной степени зависит от наследственности. Никакие воспитательные усилия не превратят интроверта в экстраверта.

Коммуникационные проблемы можно грубо поделить на две группы:

- я не понимаю, чего хотят другие, и не учитываю их потребностей

- я не могу защитить себя от слишком интенсивного вторжения извне и избегаю его.

Монтессори-группа благодаря наличию очень простых правил, доступных детям с очень раннего возраста, учит их уважать чужие границы. Коврики и столики - как собственная территория, невозможность внедриться в чужую работу без согласия другого ребенка, необходимость ждать пока материал освободится. И эти  же самые правила позволяют не склонному к контактам ребенку обезопасить себя от вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не имеет права  внедриться в его деятельность, в его пространство, принудить его к каким-либо занятиям. Это снимает внутреннее напряжение и уменьшает потребность в защите, и, следовательно, повышает возможности эффективных коммуникаций, когда сам ребенок этого хочет.

Позитивное отношение к миру. Это возможно основное, что дает ребенку Монтессори-группа. Исследования, которые проводились в США, там, где Монтессори-педагогика развита очень сильно и количество Монтессори-групп измеряется тысячами, показали, что именно социальные навыки и позитивное отношение к жизни – то, что остается у Монтессори-детей на более высоком, чем в среднем, уровне,  на всю жизнь.  То есть они считают, что мир хорош, и ему доверяют. В Монтессори-группе огромное количество факторов, которые работают именно на снижение тревожности и агрессивности ребенка:  это и наличие собственной территории, и отсутствие конкуренции,  сравнения и оценок, и отсутствие необходимости работать на результат и необходимости торопиться, и возможность заниматься именно тем, что тебе нравится и с тем, кто тебе нравится

Целеустремленность.  Когда родители говорят, что их ребенок не целеустремленный, часто они забывают, что «целеустремленность» подразумевает стремление к собственной цели. Современный ребенок с самого рождения живет в таких условиях, когда стремление к собственной цели чаще всего наказывается. Нельзя совать пальцы в розетку, нельзя лезть в мамину косметичку, нельзя собирать пробки и окурки, нельзя засовывать денежки в дисковод и т.д. И если ребенок с сильной нервной системой все-таки продолжает заниматься интересным для себя и следовать своей цели, и таких обычно называют упертыми или упрямыми, то ребенок со слабой нервной системой сдастся. Станет послушным. И будет выполнять указания родителей, потом учителей, потом начальства. Но о целеустремленности говорить здесь не приходится. Поэтому зачастую М-группа является единственным местом в жизни детей младшего возраста, где ребенок может поставить перед собой задачу, которая интересна именно ему, и работать над ее решением столько, сколько он считает нужным, добиваясь своей цели.

Работоспособность. Имеет непосредственную связь с целеустремленностью. Тогда, когда мы занимаемся тем, что нам интересно, мы не замечаем времени, нас не страшат препятствия, мы готовы вкладывать в это максимум сил. И при этом мы получаем от этого массу удовольствия. «Научиться работоспособности», как бы странно ни звучало, можно только получая удовольствие от  работы. Как только работать заставляют, учат не работоспособности, а подчинению.

Умение принимать решения и делать выбор. Новорожденный ребенок очень хорошо умеет принимать решения и делать выбор. Во-первых, он решил жить, и поэтому он будет требовать, чтобы его кормили, раздевали, когда ему жарко, одевали, когда холодно, утешали, когда у него болит животик и, вообще, обращали на него внимание. И что самое интересное, какое-то время его решения и желания уважаются. Многие из современных родителей кормят грудных детей по требованию – тогда и столько, сколько ребенок хочет, ребенок спит и бодрствует тогда и сколько он хочет и даже писает и какает тогда, когда хочет. Но наступает время, когда это счастье заканчивается, и родители   начинают решать за ребенка что, когда и в каком количестве ему есть, когда и где спать, а потом, во что играть, чем заниматься, что читать, с кем дружить, где учиться, на ком жениться и т.д. Рассчитывая при этом, что ребенок каким-то чудом научится принимать решения. Мы можем научиться только тому, в чем у нас есть возможность тренироваться. Вы не научитесь ездить на велосипеде, если за вас это будет делать тренер.

Возможность выбирать: вид деятельности, место для работы, напарника, самому определять момент завершения деятельности – это то, что современному ребенку в  городских условиях под бдительным оком тревожных родителей просто   никогда не испытать. Никакие из популярных ныне «развивающих занятий» этого не дают, и дать не могут, потому что даже сам вопрос так не ставится. Но все это есть именно в Монтессори-группе, как один из основополагающих принципов системы.

Ответственность.  Ответственность несет тот, кто принимает решения. Генерал несет ответственность за действия, совершаемые его солдатами. Если вы приняли решение отдать ребенка в супершколу, то это вы несете ответственность за его учебу.

Для того, чтобы нести за что-то ответственность, надо иметь возможность  принять решение. То есть у ребенка обязательно должен быть опыт установления причинно-следственых связей -  я не хочу одевать сапоги (мое решение)– я выхожу на улицу и мне холодно (моя ответственность). Я ломаю эту машинку (мое решение) и больше этой машинки у меня нет (последствия действий – моя ответственность).  Для того чтобы быть ответственным, нам нужно быть уверенными, что мы вообще хоть что-то можем контролировать. Если решения принимаются не тобой, возникает желание уклониться от ответственности за их выполнение.

Умение и желание учиться. Эти способности, пожалуй, одни из самых востребованных в современном мире. Наша жизнь благодаря технологическому прогрессу изменяется столь стремительно, что знания и навыки устаревают, еще не будучи усвоенными, а потребности в новых видах деятельности и отмирание старых происходит ежедневно.

Поэтому современному человеку необходимо не обладание энциклопедическими знаниями, а высокая способность усваивать новые знания и забывать (да-да именно забывать, что гораздо сложнее, чем запоминать) старые  и уже непригодные.

Ребенок начинает учиться еще до рождения, тренируя, например, сосательные движения, засовывая палец в рот. А с момента появления на свет, учебой он занят непрерывно, когда бодрствует – изучая окружающий мир и взаимодействие с ним, а во сне - интенсивно перерабатывая и интегрируя полученный опыт.   Потребность новорожденного в обучении феноменально высока – ему нужно понять, куда он попал, так как от этого напрямую зависит успешность существования в этом мире.

Чем младше ребенок, тем потребность в познании выше, и тем лучше работают основные механизмы научения: наблюдение, повторение и эксперимент. В более старшем возрасте к ним добавляются возможность произвольности-  то есть я могу учиться, сознательно ставя перед собой такую задачу, я получаю возможность планировать свою деятельность, я научаюсь терпеть и преодолевать моменты, нежелания и разочарования, я учусь наблюдать, повторять и экспериментировать не только с конкретными объектами, но и абстрактными символами.

К сожалению, есть естественное затухание желания учиться с годами. С биологической точки зрения к моменту половой зрелости «человеческая особь» должна уже обладать достаточным набором знаний о мире, в котором она живет. Поэтому, например, в возрасте от 10 до 12 лет происходит массовое отмирание  в мозгу тех связей между нейронами, которые не используются и, соответственно, не нужны или недостаточно хорошо сформированы.

Сохранение ощущения у ребенка, что я могу учиться сам и понимание того, как собственно это можно делать – это наиглавнейшая задача педагога и родителя.

Для ребенка, обучающегося в современной школе,  оказываются совершенно ненужными навыки исследования, задавания вопросов, любопытства вообще.  Поэтому очень важно не дать естественной потребности в познании угаснуть. Ей нельзя научить,  можно лишь предоставить возможность,   создать такую среду, где ребенок может самостоятельно ставить интересные ему эксперименты. Чем прочнее были нейронные связи, установленные в детстве, тем выше шанс, что они сохранятся и в не очень с этой точки зрения комфортной школьной среде. Именно формированию и упрочнению таких связей и способствует Монтессори-группа.

Творчество или креативность. Часто, когда заходит речь о творчестве в Монтессори-группе, педагоги говорят «Да, у нас есть дополнительные занятия музыкой или рисованием». Иногда добавляют  «..но и в среде дети могут строить такие удивительные конструкции из розовой  башни, штанг и цилиндров!» Это говорит лишь о том, что мы сами часто не до конца осознаем, чем отличается наше восприятие от восприятия мира ребенком. Для нас классическая розовая башня – банальна. Она нам не интересна. Нам бы что-нибудь замутить этакое с асимметрией и блестками. Но для трехлетнего ребенка построение башни – это супертворческий процесс,  процесс осознавания концепции построения сериационного ряда.

Вряд ли многие Монтессори-педагоги задумывались, например, о том, что такие «простые» материалы, как красные штанги, коричневая лестница и розовая башня дают нам в опыте представление о линейной, квадратичной и кубической зависимостях.

Для тех, кто еще помнит что-то из школьной программы. Масса элементов красной лестницы зависит от их длины линейно (1,2,3,4…), масса ступенек коричневой лестницы пропорциональна «толщине», то есть квадрату стороны сечения (1,4,9,16…), а масса кубиков башни – объему, иначе кубу стороны (1,8,27,64…).

Ребенок, просто перенося эти материалы, сортируя их, познает эти зависимости. Пока еще на телесном уровне, когда глаз и рука научаются координировано взаимодействовать и прогнозировать тяжесть каждого следующего элемента до опыта – то есть на глазок. Для ребенка это  очень сложный и черезвычайно творческий процесс, который, в том числе, способствует в дальнейшем уже сознательному пониманию математических зависимостей.

Монтессори-группа – это лаборатория, оборудованная совершенными приборами и установками, позволяющими ребенку каждый день совершать открытия и предоставляющая огромные возможности для творчества.

Терпимость. Очень важное качество в мире, где все смешалось. Нации и религии, культуры и расы. Мы живем в эпоху, когда мононациональные и монорелигиозные сообщества перестают существовать. Вашим коллегой на работе, соседом по лестничной клетке зятем и даже внуком может оказаться человек, очень сильно отличающийся от вас цветом кожи, разрезом глаз, пищевыми предпочтениями и мировоззрением.

Успехи медицины приводят к тому, что мы становимся все более разнообразными, потому что выживают практически все, а те дети, которые в связи с особенностями здоровья или развития раньше были обречены на изоляцию, интегрируются в общество. И нам надо научиться жить рядом, понимать друг друга, уважать и договариваться.

 В группе, где дети одного возраста и единая воспитательно-образовательная программа у педагога есть необходимость и задача  научить всех одному и тому же. Поэтому любые отличия:  в скорости работы, навыках, эмоциональном контроле и т.п. воспринимаются, как отклонения и патологии. Детям транслируется мысль, что мы все должны делать одно и то же с одинаковым результатом, в одно и то же время, то есть, быть одинаковыми. А тот, кто отличается – изгой.

Монтессори-группа – это место, где обучение терпимости происходит самым естественным образом. Одно из базовых требований к М-группе - разновозрастность, что предполагает разный опыт, возможности, психологические особенности детей. И это обучает пониманию и принятию того, что все люди разные, и это не только нормально, но и хорошо. К тому же, Монтессори-педагогика позволяет эффективно развиваться не только среднестатистическому ребенку, но и детям с особенностями в развитии. И присутствие таких детей в группе является еще одним важным шагом на пути к толерантности.  Когда дети перестают боятся друг друга потому, что они разные,  они научаются понимать, принимать и доверять.

Не бояться рисковать. Не бояться сделать ошибку. Если бы мы с самого рождения боялись ошибаться, мы никогда бы не научились ни ходить, ни говорить. В жизни очень многих  школа сыграла роковую роль. Она научила тому, что у каждой задачи всегда есть правильный ответ. И мы, во что бы то ни стало, должны его найти. Иначе – двойка. Или поражение. В реальности это востребовано только в играх типа «Что, где, когда» и при разгадывании кроссвордов. Но жизнь мало похожа на кроссворд. Она ставит перед нами такие задачи, в которых нет правильных и неправильных ответов. Возможно, в какой-то данный момент наше решение будет казаться огромной ошибкой, последствия которой в дальнейшем приведут к успеху и наоборот. Монтессори-группа – это место, где человек может продолжать исследовать окружающий мир, не боясь  ошибки, и оценивая успешность собственной деятельности самостоятельно.

Лидерские навыки. Организаторские способности. У многих родителей, когда  ребенку три-четыре года, возникает ощущение, что он - настоящий лидер. Он все время пытается руководить взрослыми. Однако, для того, чтобы быть лидером, нужно не только желание руководить, но и еще ряд очень важных качеств. И первое – это умение руководить.  Для овладения этим навыком лучше места, чем Монтессори-группа, не придумаешь. Когда ребенок приходит в группу – он самый маленький, он мало знает и умеет, он не знает правил группы, плоховато говорит и еще никогда не видел Монтессори-материалов. И вот проходит несколько лет. Он становится самым старшим. Теперь он – самый компетентный, самый умелый, самый знающий. В нормализованной, долго существующей группе старшие дети – это настоящие педагоги, которые следят за порядком в группе и соблюдением правил, помогают младшим, и даже дают им презентации. Именно поэтому Мария Монтессори могла работать с группой в 60 человек детей. Они – настоящие лидеры. У них есть многолетний опыт общения с детьми разного возраста, пола и темперамента, опыт совместной групповой работы и решения конфликтов. Конечно, и в таких условиях кто-то воспользуется этой возможностью в большей степени, кто-то в меньшей, но даже самый стеснительный и мало коммуникабельный ребенок ее получит. Любому ребенку очень важно прожить этот опыт. А для современного ребенка из семьи с одним-двумя детьми, при отсутствии дворов и коллективных игр, это просто уникальная возможность. И это очень важно понимать не только педагогам, но и родителям потому, что зачастую родители готовы вести ребенка в разновозрастную группу, где большинство детей старше него и торопятся забрать его оттуда, если он оказывается самым взрослым, лишая его уникальной возможности именно получить навыки лидера.  

 

 

Есть еще много других качеств, которые развиваются у ребенка в Монтессори-группе: это умение концентрироваться на поставленной задаче, понимание собственных потребностей и трезвая оценка возможностей, способность планировать деятельность, уважение себя и других и, главное, вера в себя и в собственные силы.

Чтению, письму  и счету действительно можно научиться множеством разных способов. И приобретение этих навыков является несомненно очень важной, но далеко не единственной и даже не первоочередной задачей Монтессори-группы, что не мешает впрочем всем Монтессори-детям успешно ими овладевать именно благодаря всему вышеперечисленному.

В современной психологии совокупность рассмотренных качеств называется эмоциональным интеллектом, обладание которым и позволяет человеку адаптироваться в современном мире и быть востребованным. Монтессори-педагогика уникальна именно тем, что развивает не только интеллект в традиционном понимании, который включает в себя в основном математические, логические и вербальные составляющие, но именно эмоциональный интеллект, который и позволит ребенку быть успешным в жизни.

Хотя мне больше нравится слово «счастливый».

 

Детский и семейный психолог Баканова Елена Сергеевна

bakanovaelena@gmail.com

Метка:
Афиша мероприятий