Поговорим о порядке

Каждому Монтессори-педагогу известно, что существует, так называемый «период порядка», который  продолжается с рождения до трех лет.

Да и любая мать, конечно же, сталкивалась с ситуацией, когда ее еще бессловесное дитя требует соблюдения последовательности смены памперсов или категорически отказывается слушать сказку в вольном пересказе, и тщательно корректирует оговорки засыпающей мамы, читающей Колобка в сто двадцать пятый раз.

Вообще говоря, период порядка не кончается в три года. Он продолжается всю нашу жизнь, заставляя нас ежедневно убираться и чистить зубы, упорядочивать экспериментальные данные или ежедневно пытаться навести порядок в отношениях с любимыми или уже нелюбимыми.

Что же это за загадочная потребность.

 

Порядок  - во всех его значениях является основой нашего существования, обратимся ли мы к молекулярным решеткам, смене времен года или правилам дорожного движения. Только наличие порядка, то есть известных нам последовательностей, правил и стабильных структур позволяет нам существовать. Мы точно знаем, что, посадив семечко огурца, в результате получим именно огурцы, а не арбузы и не крокодилов. Кроме того, этот огурец окажется примерно в том же месте, где был посажен, а не уползет и не зароется в землю, и плоды мы получим через три месяца, а не полчаса или год. Так что стремление к порядку и самоорганизации это не есть чисто человеческое качество, а скорее суть живой, да и неживой природы.

Человек с самого рождения, а может и до, но это трудно наблюдать, действует в соответствии со своими представлениями об окружающем мире. Когда мы пробуем, выращенный в предыдущем абзаце огурец, то мы рассчитываем на определенный вкус, запах и консистенцию, конечно, если до этого хотя бы раз мы уже имели подобный опыт. То есть мы предполагаем, что порядок не нарушен, правила неизменны и если вдруг огурец окажется жгучим, желеобразным или будет благоухать жасмином, то вместо того чтобы последовательно разжевать и проглотить, мы, скорее всего, начнем отплевываться и недоумевать.

То, что ребенок строит определенные предположения в отношении окружающего мира, можно увидеть уже в два месяца. Дети этого возраста уже могут следить за передвигающимся предметом, который исчезает за одним краем ширмы, переводя затем взгляд на другой ее край, чтобы посмотреть, не появится ли он вновь, и удивляются, если в положенный момент он не появляется из-за укрытия.

И ребенок научается порядку отнюдь не с того момента, как мама начинает его шпынять за неубранные игрушки и несделанные уроки.

Взгляду новорожденного человечка являются не лицо мамы, погремушка и кактус, а цветные довольно размытые пятна. Но уже скоро развитие зрительной системы и интеллекта позволяют ему выделить эти объекты из фона. Конечно же те предметы, которые он видит чаще, запоминаются быстрее, но если по дороге встретилась собачка, то «ав-ав», которое бегает и лает, встреченное однажды, будет распознаваться раньше, чем мамина безгласная шуба. И ребенок довольно быстро усваивает, существующий порядок. Шкаф стоит на месте, шубу можно снимать и одевать, а собака бегает сама.

Месяцев в семь-восемь ребенок начинает понимать, что у каждого предмета есть имя. И тогда вы уже можете поинтересоваться – где собачка и на нее обратится взгляд или рука ребенка. Чуть позже эта, найденная закономерность, иногда доводит до бешенства родителей, когда дитя может бесконечно указывать на различные предметы с одним и тем же вопросом – «эта тё?»

Все мы с рождения  - ученые, которые наблюдают окружающую действительность, выявляют закономерности и делают выводы. Все дети знакомятся с законом тяготения не в средней школе, а на первом году жизни, когда самой занимательной игрой становится выбрасывание игрушек из кроватки или коляски. Кстати, поэтому ребят так привлекают воздушные шары – они нарушают один из самых основных открытых нами законов – нарушают порядок.

Чем меньше ребенок, тем уже для  него границы исследуемого и познаваемого мира, но от этого значимость выявленных закономерностей ничуть не меньше. Поэтому человечек пытается настоять на существующем порядке в расположении тапочек в прихожей, к которому он привык,  с тем же упорством и отчаянием, с которым человечество отстаивало идею плоской земли. Именно потому, что это крушение его представлений о порядке - и человека, и человечества.

Почему же наблюдаемый нами период порядка заканчивается в три года.

Ребенок, да и взрослый с особым упорством отстаивает те убеждения, которые для него наиболее значимы в данный момент, те открытия, которые он совершил только что. Есть еще такое выражение «с упорством неофита», то есть новообращенного, того, кто только что понял нечто чрезвычайно значимое.

Рано или поздно мы смиряемся с тем, что выявленные нами закономерности работают не всегда, а порой и вовсе неверны, потому что основаны на случайном стечении обстоятельств. Абсолютно так же происходит и развитие науки. Сделано наблюдение – найдена закономерность – предложена гипотеза – обнаружено подтверждение – разработана теория – радость и желание распространить ее на все вокруг – разочарование, поскольку ни одной теории не удалось пока охватить все и снова  - наблюдения и эксперименты.

К трем годам ребенок успевает уже простроить большинство теорий, касающихся окружающего его локального мира, проверить их и охладеть к ним. Поэтому тапочки его теперь волнуют не очень. Зато в вопросах, например, изучения языка стремление к порядку и приводит к тем забавным ошибкам, которые так часты в возрасте до четырех-пяти лет.

- Мамочка, нарисовай мне кошечку.

- Надо говорить нарисуй.

- Ах, как красиво ты нарисула.

- Нет, милая, нарисовала.

Обратите внимание, ребенок старается конструировать слова в соответствии с обнаруженным им правилами.

Залезать – залезай, покупать – покупай, нарисовать – нарисовай. Все логично.

Ан, нет. Нет тут порядка в нашем взрослом языке. Но ребенок уже гораздо терпимее относится ко всяческим нарушениям и исключениям. И научается нашему неправильному языку. Между прочим «ложить», которое мы так яростно и порой безуспешно искореняем, относится к таким правильным неправильностям (кататься – катать, кружиться – кружить, значит ложиться – ложить!).

Гораздо серьезнее то, что после тапочек ребенок обращает внимание на другие законы – законы взаимодействия между людьми. И если дома он научился тому, что если долго ныть (кричать, стучать ногами, биться в истерике  - нужное подчеркнуть), то он обязательно добьется своего,  значит, он будет использовать этот закон и в других ситуациях. То есть следовать установленному порядку.

Если в качестве самого весомого аргумента родители используют затрещину, значит, делает вывод ребенок, именно так разрешаются конфликты – силовыми методами. И сильные дети будут драться, а слабые вырастают абсолютно уверенными, что будут биты, во всех смыслах этого слова. Таков усвоенный порядок.

Но вернемся к тому порядку, который нам так дорог в группе. А перед этим на минуточку зайдем домой, но не к себе, а к напарнице или любому другому самому «порядочному» человеку. Можно поспорить на что угодно, что порядок в квартире у другого человека, даже самый идеальный – это не ваш порядок. У вас другие привычки, вкусы и пристрастия, вы предпочитаете другие цвета и  запахи, у вас другие памятные сувениры и рост и вес у вас, скорее всего, тоже другой.

Вспомните последний визит мамы или любимой свекрови. Она-то точно знает, какой порядок должен быть у вас в квартире.

Да, порядок в доме – это вещь сугубо индивидуальная. И то, каков он будет, зависит от всех проживающих, причем, скорее всего он не будет устраивать на все сто никого. Ну, если только Вы не живете с собственным клоном. И то, боюсь, у него окажутся какие-то мелкие грехи, Ваши, кстати, собственные, которые Вас будут, ну, очень раздражать.

И все-таки порядок в группе, единый, постоянный и такой важный. Для чего?

Тому, кто помнит зарю персональных компьютеров, хорошо известны проблемы с несовместимостью программного обеспечения и даже носителей информации. Потому что каждый производитель вышел на рынок со своим порядком. Это сейчас мы не задумываемся над тем, будет ли программа, работающая на одной персоналке так же замечательно функционировать на другой. Потому что порядок стал единым. Хорош он, или может быть, если бы победил не Microsoft, все было бы значительно лучше, спорить трудно, но преимущество единообразия, то есть единого порядка налицо.

То есть, единый, постоянный порядок особенно важен, когда имеет место передача информации и hardware, извините, Монтессори-материала, от пользователя к пользователю - от педагога к педагогу и от ребенка к ребенку. Поэтому, набирая в группу детей в возрасте около трех лет, мы как бы ловим за хвост ускользающее внимание к упорядоченности окружающей среды.

Наличие порядка очень важно для того, чтобы человек чувствовал себя в безопасности. Это относится и к большим, и к маленьким. Но, что есть для нас порядок, и какова степень хаоса, которую мы можем пережить, зависит от многих причин. Например, от ведущей модальности восприятия.  То есть, для кого-то важна гармония линий и цветов. (Может статься, для кого-то более важны формы, а для кого-то цвета). Для кого-то непереносим малейший шум, а вот без филармонии он не может прожить и недели. Кто-то обращает внимание на рациональность и удобство обстановки. А кому-то невыносимо, когда вокруг пахнет чесноком или, например, лилиями, зато лаванда и ваниль сразу возвращают к жизни. Есть и такие индивидуумы, которым вообще неважны все эти аудиально-визуально-кинеститические заморчки – главное, чтобы была гармония и логика в их деятельности.

Очень существенное влияние на потребность в порядке оказывает уровень личной тревожности. Люди более склонные испытывать тревогу стараются так организовать мир вокруг себя, чтобы максимально избежать неожиданностей и, следовательно, стрессовых ситуаций. Поскольку любое нарушение порядка – ненайденная вещь, не вовремя произошедшее событие, контакт, прошедший не так, как планировалось, создают ситуации неопределенности, необходимости менять планы, принимать мгновенные решения и делать выбор. Поэтому  для людей крайне тревожных, бывает так важно, чтобы скатерть висела ровно в 43-х сантиметрах над полом, каждый комплект постельного белья был упакован в отдельный стерильный пакет, а руки дважды вымыты с самым антибактериальным мылом. И каждое нарушение порядка в квартире воспринимается как нарушение миропорядка.

Для того чтобы ощутить уровень беспокойства такого человека в тот момент, когда вы у него на глазах полотенцем для лица вдруг вытираете руки, представьте себе, что утром вы просыпаетесь, а одна стена в вашей квартире отсутствует, или в положенный момент не взошло солнце. Мало кто обладает такой незначительной тревожностью, чтобы не обратить на это внимание.

Трехлетний ребенок, начинающий ходить в детский сад находится в ситуации крайне высокого уровня тревоги, об этом уже говорилось в статье «Ребенок приходит в группу». Поэтому для него стабильность обстановки, расположения материалов, правил и распорядка дня являются залогом успешной  адаптации и сохранения здоровья, как физического, так и психического.

А вот для детей, которые уже привыкли к существующему порядку, бывает полезно поменять, например, расположение материалов. И опытные педагоги пользуются этим, когда замечают, что какие-то из них «не пользуются спросом». Иногда достаточно поставить что-то непопулярное на место какого-нибудь «хита» и материал начинает работать.

Довольно часто активные противники Монтессори-педагогики рассматривают наличие четкого порядка, правил поведения в группе, а самое главное презентаций работы с материалами, как препятствие к творчеству.

Существует гипотеза, по которой развитие творческих способностей ребенка имеет два сенситивных периода – один с трех до пяти лет, а другой в подростковом периоде.

При этом для формирования креативности в возрасте 3-5 лет необходимо:

  1. Отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения
  2. наличие позитивного образца творческого поведения
  3. создание условий для подражания творческому поведению и блокирование проявлений агрессивного и деструктивного поведения
  4. социальное подкрепление творческого поведения.

При первом взгляде на эти условия у стороннего наблюдателя возникает ощущение, что действительно к Монтессори-педагогике это никакого отношения не имеет. И образец должен отсутствовать и это непонятное творчество в каждом пункте. Но заглянем в БСЭ, то есть большую советскую энциклопедию. Читаем.

«Творчество -  деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.»

Для того самого стороннего наблюдателя дети, сосредоточенно строящие башню или переливающие воду из кувшинчика в кувшинчик, безусловно, ничего нового не создают.

Но так же безусловно они создают новое для себя, или в себе или даже еще точнее они создают себя.

Поскольку осознавание закономерностей, логики, причинно-следственных связей, сути  - это и есть деятельность, порождающая качественно новое понимание, никогда ранее не бывшее у данного человеческого существа. Кстати, при этом формируются и совершенно новые нейронные связи.

Если же мы обратимся к философскому словарю, то найдем  следующее.

«Творчество в природе — суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку.»

Вот это уже совсем про нас. Этим мы и занимаемся, когда даем возможность детям из хаоса случайных впечатлений и ощущений выстроить новый порядок, новое понимание окружающего мира и себя в нем.

Таким образом с пунктами 2-4 мы разобрались. Наличие позитивного творческого поведения в лице детей, занимающихся самой, как мы уже выяснили творческой работой. Создание условий для подражания – собственно, одна из основных идей Монтессори именно об этом  - дети учатся друг у друга. Блокирование деструктивного и агрессивного поведения - посиди на стульчике, подумай – кто не использовал эти «блоки».

О социальном подкреплении даже сложно говорить коротко, потому что вообще вся деятельность в М-г и есть то самое социальное подкрепление, когда приветствуется именно познавательная, серьезная работа, когда все вокруг тоже ею заняты, и когда созданы специальные условия для нее. Что же с первым пунктом по поводу регламентации предметной активности?

Конечно же, это очень важно минимально ограничивать ребенка в способах исследования окружающего мира. Но особенно это актуально в том случае, если количество средств или объектов исследования ограничено. Например, у вас есть только ложка. При этом, конечно же, ребенок очень креативно может использовать ее как, совочек, теннисную ракетку, рожок для обуви и даже для того чтобы есть котлеты. Но если у вас есть и совочек и теннисная ракетка и даже вилка для котлет, тогда сам акт творчества переносится со средства на процесс. То есть ребенок может построить фантастические песочные замки – совочком, стать чемпионом мира по теннису и прийти на прием к английской королеве, не стесняясь своих манер. Но это будет возможно, только если мы дадим ему презентации работы с каждым средством.

Давайте не будем заблуждаться, невозможно научить кого бы то ни было понимать, например, что такое «маленький, меньше, самый маленький». По-русски даже сказать такое невозможно – «научить понимать». Или выделять из всего богатства цветовых оттенков окружающего мира те семь цветов, которые почему-то нам кажутся самыми важными. Но мы можем научить пользоваться материалом, который и даст возможность ребенку самому из хаоса создать порядок.

Очень важно, чтобы у самого педагога перед внутренним взором был не конкретный материал, с которым он собирается познакомить ребенка, а вся их совокупность, для того чтобы понимать логику, последовательность предъявления и закономерности понимания и внутренние связи, то есть опять-таки порядок.

У многих прослушавших лекции по Монтессори-педагогике довольно часто складывается впечатление, что если успеть до трех, то можно раз и навсегда приучить ребенка к порядку. При этом подразумевается тот порядок, о котором мы говорили выше, то есть тот, на котором настаивает наиболее тревожный член семьи, как правило, это бывает мама.

Приходится расстроить или обрадовать читателей – это не так. Во-первых, у ребенка со временем сложится свой собственный порядок, соответствующий его внутренним потребностям. Во-вторых, то, что волновало ребенка до трех – то есть порядок в ближайшем пространстве для подавляющего большинства в более старшем возрасте становится неинтересен – меняются приоритеты.

И тут монтессори-педагоги возразят – они же привыкают соблюдать порядок, установленный в группе. Конечно, отвечу я.

А теперь посмотрим, почему.

В группе материалы всегда, не зависимо ни от чего убираются на одно и то же место.

А дома? Сегодня, завтра и даже послезавтра «чистолюбивой» маме удалось настоять на  уборке игрушек. А послезавтра пришли гости, а после-послезавтра, пошли в цирк, а потом заболели, после этого ездили к бабушке, а вот уже после- не знаю сколько раз завтра мама снова взялась за воспитание. Но у ребенка (старше трех) уже нет такой естественной потребности, значит, он должен просто выполнять требования мамы, которые меняются, выходит, каждый день. И он совершенно резонно протестует.

Есть еще одна причина  - в группе материал расположен «линейно», то есть один за другим, ребенок в состоянии запомнить и воспроизвести существующий порядок. Дома же по причине вечной нехватки места мы располагаем предметы друг за другом, а иногда и друг на друге. Не всякий взрослый справится с этим. Вспомните, стенания супруга – ну, где же это масло?! (стоя перед холодильником и глядя на него в упор) И часто не потому, что нет порядка, а просто не видит – слишком много объектов в поле зрения.

Ну и, конечно, неукоснительность выполнения правил для всех. Если вы найдете такой дом, где все – и мама, и папа, и бабушка, и другая бабушка, а может няня и еще масса всякого другого народа ВСЕ ВСЕГДА ВСЁ убирают на место, причем одно и то же. (пригласите в гости, очень хочется посмотреть), то ребенок тоже будет убирать.

А пока «убирайте и он привыкнет». Такой совет я нашла на одном форуме. Там правда речь шла о том, как приучить к порядку мужа. Ну, муж-то просто привыкнет, а для ребенка это действительно важно. То, в какой среде он будет жить и сформирует его представление о порядке и потребности в нем. Это касается не только первых трех лет, но и всего предподросткового периода.

Конечно, это не значит, что до 13 лет вы и только вы будете следить за его игрушками, тетрадками, дисками, а в 13 он просто перестанет пускать вас в свою комнату.

Это значит, что надо договариваться, но это уже совсем другая история.

Психолог Баканова Елена
bakanovaelena@gmail.com
www.fonarik-club.ru

Метка: