Ребенок идет в детский сад

Эта статья – осмысление многолетнего опыта работы с детьми, педагогами и родителями при поступлении ребенка в Монтессори-группу детского сада. В ней акцент делается на проблемах, возникающих у ребенка в связи с приходом в группу, и  том, как их избежать. Она может быть интересна как Монтесори-педагогам так и родителям готовящимся к «поступлению в детский сад».

Идем в детский сад. В жизни большинства современных детей рано или поздно наступает этот  важный и трудный момент. Конечно же все мы и наши дети разные и поэтому реакция на расставание и попадание в новую обстановку у всех различна. Когда я читаю лекции будущим монтессори-педагогам, довольно часто я спрашиваю у группы, у кого какие воспоминания остались от детского сада. Примерно треть тех, кто вообще посещал детское учреждение, несет с собой по жизни ощущение, что детский сад это ужасно. Зачастую именно поэтому они и обращаются к нетрадиционным методикам, чтобы своих детей избавить от этого кошмара. И это те люди, которые, будучи детьми, в какой то момент «перестали плакать», как обещали воспитательницы. То есть поняли, что никто их плач не услышит, что бороться и сопротивляться бесполезно. Очень часто сейчас они обращаются за помощью к специалистам, для того чтобы преодолеть последствия пребывания в детском саду, которое они рассматривают как предательство. Любой первый жизненный опыт потом очень сильно сказывается в аналогичных ситуациях – то есть, если ребенок не смог адаптироваться в детском саду, то высока вероятность того, что и потом он будет испытывать значительные трудности при вхождении в новый коллектив.

Треть – это много. Но даже, если бы один из ста детей испытывал трудности, следовало бы к этому периоду отнестись с особым вниманием. В этой статье мы и рассмотрим, какие проблемы возникают у детей при привыкании к детскому саду и какие есть возможности для того, чтобы даже самые трудно адаптирующиеся дети могли успешно стать членами Монтессори-группы.

Для трехлетнего ребенка, а мы принимаем детей именно в этом возрасте, приход в группу означает примерно то же самое, как если бы взрослого человека забросили в совершенно незнакомую страну, где он не знает ни языка, ни законов, ни географии и не имеет возможности ни задать вопрос, ни попросить о помощи.

И если у нас  с вами может остаться надежда на то, что где-то есть родное консульство, ну и вообще мы уже имели более или менее успешные контакты с другими себе подобными, то у трехлетнего ребенка этого нет.

До сих пор все коммуникации с внешним миром осуществлялись через маму (далее я буду говорить о маме, подразумевая, что на ее месте могут быть и бабушка и папа и другой значимый взрослый, то есть человек, которому ребенок доверяет). Тот путь, который ребенок прошел за три года огромен и маме уже кажется, что он совсем большой  и все умеет и в присутствии мамы или тогда, когда он знает, что мама доступна в любой момент, он действительно может вести себя как уже «совсем большой».

Если ребенок хотел есть или пить, он просил  - у мамы, поддержки и утешения – у мамы, защиту от холода и жары – у мамы.

Но вот наступает момент, когда мама решает, что ребенка пора вести в детский сад. Почему ребенка ведут в д.с.?  Вот основные мотивы.

Зачастую мама считает, что

  • ему нужно детское общество,
  • я уже не могу дать ему всего,
  • у меня больше нет сил,
  • мне нужно работать,
  • я должна заботиться о младшем ребенке,
  • все сверстники ходят куда-нибудь,
  • если мы не пойдем сейчас, у нас пропадет место,
  • и другие причины не менее важные для мамы, имеющие очень мало отношения к реальным потребностям ребенка. Когда мама приводит ребенка в группу Монтессори, то основными мотивами оказываются довольно часто «у вас на детей не кричат» и «я хочу, чтобы он как-нибудь развивался».
 

С 7-8 месяцев, когда ребенок начинает отличать своих от чужих, и у него появляется боязнь одиночества, любые события, связанные с расставанием с мамой – ее выход на работу, просто в магазин, разлучение во время каких-либо медицинских процедур или пребывание в игровой торгового центра «всего пол часа» могут оказать фатальное воздействие – потеря доверия к окружающему миру, которое приведет к тому, что дальнейшие попытки отделения со стороны мамы будут вызывать резко протестную реакцию - слезы, истерики, неврозы и болезни.

Безусловно, мы всегда вынуждены делать выбор и если маме нужно идти работать, для того чтобы прокормить семью, то сопли на год, энурез или ночные страхи – это часто не такая большая плата. Наиболее распространенные последствия необдуманного оставления ребенка в незнакомом месте или с незнакомыми людьми  до 3-4 лет – это сосание пальца и других предметов, страхи и нежелание оставаться одному или без мамы даже с уже хорошо известными людьми, страх идти на групповые занятия, например музыкальные даже в присутствии мамы. Ну и конечно, болезни, это могут быть и простудные заболевания с астматическими явлениям, и нейродермиты, и желудочные расстройства.

Если же мы можем позволить себе «роскошь человеческого общения» с собственным ребенком, то имеет смысл любые расставания делать только после удовлетворительной подготовки.

И все-таки, почему же именно в три года имеет смысл задуматься о детском саде. К этому моменту ребенок (тот самый среднестатистический) уже достаточно отделился от мамы и говорит о себе «я». У него возникает потребность в контактах со сверстниками, то есть наступает очень важный период, когда простраивание отношений в игре или совместной деятельности позволяет ребенку научиться понимать себя и других. К этому моменту он уже успел выяснить, каким образом управлять собственным телом,  исследовать окружающий мир в пределах своей квартиры, изучить людей в лице своих родных и близких и научиться объясняться общепринятым человеческим средством, то есть при помощи речи. Пред ним стоит множество задач – расширить сферу своего исследования, продолжить отделение от мамы, выяснить, чем отличаются мальчики от девочек и разобраться с собственным полом, научиться строить отношения с себе подобными и масса других не менее важных.

Что же является стрессовыми факторами, связанными с появлением в жизни ребенка детского сада. Их тоже невозможно все учесть, основными же являются следующие.

Изменение распорядка дня: как правило,  более раннее вставание. Еда сон, игра, все будет происходить в другое время, жестко установленное, не всегда совпадающее с естественными биологическими потребностями.

  • Дорога  - особенно травматична в городском транспорте.
  • Изменение видов и способов деятельности. То есть, помимо того, что ребенок будет заниматься другим, он и привычные вещи, например, есть или укладываться спать, должен выполнять по-другому.
  • Конфликты с родителями, связанные с необходимостью быстро позавтракать и одеться.
  • Необходимость контактировать с большим количеством незнакомых людей.
  • Недостаточная развитость речи и поэтому невозможность ясно рассказать о своих потребностях. Вообще, мы все говорим немного на разных языках, используя разные слова и интонации, мимику и жесты, и для ребенка язык воспитателей может оказаться иностранным.
  • Неизвестная география группы – где играть, где есть, где спать, куда сходить в туалет.
  • Изменение пищи и способа ее принятия.
  • И самое главное, что все эти проблемы теперь приходится решать самому, в одиночку, не рассчитывая на маму.

То есть принципиальное и кардинальное изменение мира. Те, кто знаком с сенситивными периодами по Монтессори, помнит, что период порядка, то есть время, когда ребенок особо чувствителен к нарушению установленных правил во времени и пространстве продолжается приблизительно до 3 лет. Но  это не означает, что в три года и один день наше дитя сможет с легкостью принять любые изменения. Поэтому надо отдавать себе отчет в том, что приводя ребенка в детский сад, мы разрушаем, установленный до этого порядок, что, безусловно, является   чрезвычайно стрессогенным фактором.

Что же делать.

Наша задача – задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы этот процесс оказался наименее травматичным.

В среднем адаптация к детскому саду занимает 2-4 месяца. Мы можем сказать, что ребенок адаптировался в группе, когда он:

  • Без слез расстается с родителями утром и встречается с ними в конце дня.
  • Свободно передвигается по группе, сам выбирает разные материалы,
  • Может обратиться с просьбой или за помощью к педагогу или другому ребенку, а также сказать, чем он недоволен или расстроен.
  • Не проявляет беспричинной агрессии или тревоги.
  • В большинстве случаев выполняет установленные правила – то есть не ходит по коврикам, убирает материалы на место, не мешает деятельности других детей.
  • Сам ест. Следует учитывать, что у всех детей потребности в пище и пищевые предпочтения разные, поэтому количество съедаемого не является показателем, и все-таки, если ребенок проводит в группе весь день, то за пару месяцев, как правило, он находит блюда, которые ему подходят.
  • Спит или может лежать в кроватке во время тихого часа.
 

 Замедление или ухудшение адаптации может быть вызвано множеством внешних факторов. Наиболее распространенные это:

  • Болезни, особенно с высокой температурой, сопровождающиеся сильными болевыми ощущениями, например ангина. После них ребенок зачастую перестает доверять маме, которая с его точки зрения не только не помогла, когда ему было так плохо, а еще и мучила его всякими полосканиями, каплями и таблетками.
  • Конфликты между родителями.
  • Появление младших братьев и сестер. Это очень травматичное событие, которое приводит и к повышению тревожности и агрессивности.
  • Слишком большая нагрузка, когда помимо садика еще и бассейн, и карате, и кружок по рисованию, и хор при Большом театре.
  • Переезды. Изменение привычной обстановки, дороги, окружения повышает тревожность.
  • Нерегулярность посещения группы. Несмотря на то, что в Монтессори-группе нет программы, единой для всех детей, существуют так называемые групповые процессы, которые и делают группу группой, а не собранием отдельных личностей. И если ребенок не участвует в них, то он так и остается так сказать «за бортом».
  • Высокая тревожность родителей, особенно мамы.
  • Время года. Сокращение светового дня очень сильно действует на детей, поэтому в ноябре мы можем наблюдать увеличение проблем с посещаемостью, понижается тонус, увеличивается заболеваемость.

Следует обратить внимание на то, что девочки, как правило, готовы идти в группу раньше мальчиков.

Это происходит в связи с тем, что в среднем девочки:

  • раньше и лучше начинают говорить – им проще объяснить, что они хотят.
  • лучше распознают эмоции и лучше понимают, что думают и чувствуют другие.
  • более адаптивны, то есть лучше приспосабливаются к изменяющимся условиям.
  • менее склонны к физической агрессии.
  • раньше отделяются от мамы.

Поэтому если мы говорим, что три года – это возраст, когда ребенок идет в детский сад, то многие девочки готовы идти в группу уже с 2,5 лет, а мальчикам часто имеет смысл подождать до трех с половиной.

Безусловно, при оценке готовности ребенка нужно учитывать его физическое состояние и предыдущий жизненный опыт.

Так угроза выкидыша у мамы, трудные роды, серьезные болезни на первом году жизни являются факторами повышающими тревожность ребенка и соответственно возраст, когда имеет смысл задуматься о детском саде.

Значительно проще адаптируются дети, которые с раннего возраста общались с не только с мамой, но и другими родственниками и друзьями. Так вторые дети в семье входят в группу, как правило проще, чем первые и единственные.

Выбрать правильный момент для введения ребенка в группу важно не только для ребенка, но и для остальной группы.

Довольно часто и от педагогов детских садов и даже от психологов можно услышать, что плач – это нормально для периода адаптации в детском коллективе. Мы же придерживаемся той точки зрения, что это ненормально и, что этого можно и нужно избежать.

Помимо того, что плач – это показатель стресса для самого ребенка, кроме того, Монтессори-группа просто  не может позволить себе такой «роскоши», поскольку это разрушает деятельность и всех остальных детей.

Учитывая, что группа формируется постепенно, мы постоянно находимся в ситуации, что кто-то из детей новенький, и поэтому бережному введению малыша уделяется такое внимание.

Какова же оптимальная последовательность введения ребенка в группу.

Будем рассматривать наиболее трудный вариант – группа полного дня, где присутствуют все «сложности».

Начинаем со знакомства. Хорошо, если есть опытный психолог, который может встретиться с мамой и ребенком и оценить готовность не только ребенка отделиться, но и мамы отпустить свого малыша, что иногда бывает даже более важно.

Однако, часто педагогов просто ставят перед фактом, что вот этого ребенка нужно принять. И тогда уже мы не анализируем готов он или нет, а стараемся сделать это с наименьшими потерями.

При появлении нового ребенка в группе один из педагогов практически полностью оказывается сконцентрирован именно на нем – в этот момент он выполняет роль мамы – показывает территорию, знакомит с правилами, с новыми товарищами, утешает и поддерживает,  а также определяет уровень развития ребенка, его возможности, предпочтения, проблемы и особенности.

На лекциях  Монтессори-педагогам советуют не принимать одновременно более одного ребенка. Однако, учитывая длительность полной адаптации – до четырех месяцев, понятно, что мы не можем ждать столько. Есть рекомендации - не более одного ребенка в неделю. К сожалению, очень мало детей успевает за неделю настолько освоиться в группе, чтобы отпустить своего «мамозаменителя».

Поэтому имеет смысл начать знакомство с совместных прогулок. Когда группа детского сада гуляет, к ней могут присоединиться будущие воспитанники вместе с мамами. При этом очень важный этап адаптации, а именно, начало общения с другими детьми происходит в максимально безопасной для ребенка ситуации – мама рядом.

Этап совместного гуляния может продолжаться до месяца, существенной  является постепенность, когда регулирующие, опекающие и контролирующие функции постепенно переходят от родителя к педагогу.

Хорошо, если за время совместных прогулок ребенок устанавливает дружеские связи  с другими детьми и доверительные отношения с педагогами. Часто малыш выбирает себе одного из воспитателей в качестве опекуна. Лучше, если и в группе именно этот педагог и будет сопровождающим.

Следующий шаг – свободная работа. Обычно родителей во время работы в Монтессори-группу не пускают. Это важное правило, потому что, как показывает опыт, не многие родители, особенно мамы в состоянии слиться с окружающими материалами настолько, чтобы не мешать работе детей.

Поэтому маму оставляем в раздевалке или другом специально отведенном для этой цели помещении. Ребенок должен иметь возможность в любой момент выйти к ней. Очень важно, чтобы мама не исчезала. Даже в туалет, даже выйти за дверь поговорить по телефону. То есть, если малыш полагает, что мама рядом, а ее вдруг не окажется это может отбросить нас далеко назад. Любые отлучки возможны только после того, как мама договорится именно с ребенком. Сначала поводом, действительно, может быть туалет. Трехлетний ребенок пока еще не знает, что такое 5 минут или час, но у него уже есть опыт, который говорит, что в туалет – это ненадолго. Потом это может быть магазин, врач, парикмахерская – какие-то более продолжительные отлучки тоже уже ему знакомые.

В конце концов, ребенок приходит на свободную работу, мама договаривается с ним и возвращается к ее окончанию.

Не стоит начинать с присутствия на кругах, потому что для ребенка в состоянии напряженности очень трудно соблюдать даже относительную неподвижность.

После того, как малыш научился оставаться один, можно привыкать есть в коллективе. Для новичка в детсадовской еде непривычно все – вид, вкус, запах, правила поведения за столом, поэтому дети могут привыкать к ней долго. Но после адаптации большинство в детском саду ест гораздо лучше, чем дома. И не только дети, замечено, что в компании мы едим на 20-30 процентов больше, чем в одиночку.

Один из самых сложных этапов – это тихий час. Засыпать в незнакомом месте и для многих взрослых  - проблема.  Для человека очень важно ощущать полную безопасность в моменты своей наибольшей уязвимости. Поэтому на тихий час ребенка оставляем только тогда, когда остальные этапы адаптации удовлетворительно пройдены.

Хорошо, если у ребенка будет что-то, принесенное из дома специально для засыпания – мягкая игрушка, одеяло, подушка или какой-то другой предмет, знакомый на ощупь и по запаху, который может помочь ему почувствовать себя спокойнее.

Часто после просыпания ребенок некоторое время не может понять, где он, поэтому к новичкам особое внимание и в момент подъема.

Если мама пообещала, что придет после тихого часа, то, вообще говоря, следует быть до просыпания, потому что этот момент зачастую особенно труден.

Важно не обманывать. Не в смысле – сказал в парикмахерскую, значит в парикмахерскую, а если родитель сказал, что вернется к окончанию свободной работы, значит должен вернуться. Это очень важно проговорить со взрослыми, которые приводят детей, одно опоздание - и многодневный труд пойдет насмарку.  В период привыкания к детскому саду нужно особенно бережно и внимательно относится к ребенку. Не стоит оставлять его одного в каких-то других незнакомых местах, например в игровых при магазинах или отелях, желательно не совмещать поступление в детский сад и переезд, выход мамы на работу. Стоит внимательнее отнестись к планированию семьи, потому что одной из самых сильных травм для ребенка может быть одновременное рождение младшего брата или сестры и отправление в детский сад.

Единственная ситуация, когда  мы допускаем, что ребенок плачет – это высоко тревожные мамы. Зачастую такая мама относится к той самой «трети» и имеет свой собственный негативный опыт посещения детского сада.

При этом родственники, знакомые и здравый смысл ей подсказывают, что бывает и по-другому. И мама берет своего, как правило, единственного и ведет в тщательно выбранный в нашем случае монтессори детский сад. И вот, подходя к зданию, не сильно изменившемуся за последние 20 лет, она уже внутренне трепещет и сердце замирает и руки, держащие ребеночка, холодеют и ноги подламываются. И ребенок все это чувствует, и понимает, что идут они в какое-то уж совсем страшное место и естественно начинает нервничать и слегка упираться. Когда же мама неестественно бодрым голосом начинает рассказывать о том, как ему там будет замечательно, какие там прекрасные дети и игрушки, тут он окончательно убеждается в том, что его хотят надуть и резко тормозит. А в это время мама открывает дверь и чувствует до боли знакомый запах подгоревшей манной каши и все аргументы родственников и знакомых кажутся уже полным бредом. Она своими руками ведет несчастного ребенка туда, где ей самой было так плохо. К тому моменту, когда нужно попрощаться мама уже чувствует себя предательницей и извергом, а ребенок абсолютно уверен, что сейчас произойдет что-то ужасное, не зря же мама так сжимает его руку, у нее дрожат губы и, кажется, сейчас польются слезы. И они действительно льются. А мама почему-то собирается его оставить тут!!!

Такие расставания со всеобщими слезами могут затягиваться на часы. И чем дольше, тем сложнее это прекратить, потому что ни мама ребенка, ни ребенок маму утешить не может.

Лучший способ найти человека – папу, бабушку, няню, для которого детский сад – лучшее воспоминание детства. И доверить вождение ребенка в период адаптации именно ему. К сожалению это возможно не всегда. Иногда помогает видеосъемка. Непрерывная съемка ребенка в течение часа – полутора, для того чтобы мама удостоверилась, что ее драгоценное дитя не рыдает часами, сидя в уголке, а занимается с интересом и даже, о чудо, смеется.

Если это не помогает, а мама все-таки решила, что ходить они будут несмотря ни на что, то договариваемся с мамой и в момент прихода в раздевалку забираем ребенка из ее дрожащих рук и мама быстро уходит. Ребенок плачет ровно две минуты, а потом успокаивается, потому что все остальные не сомневаются в том, что здесь хорошо и плакать некому и незачем. Обычно бывает достаточно одной-двух недель таких быстрых расставаний и уже ребенок становится утешителем для своей мамы.

Большое преимущество монтессори-групп с точки зрения адаптации ребенка – это их разновозрастность, принцип последовательного набора детей и наличие большого количества материалов, которые помимо познавательной выполняют и задачи психотерапевтические .

Многие родители обращают внимание на то, что их трехлетний малыш гораздо больше любит играть с пяти-шести летними детьми, чем со сверстникам. Причина этого в том, что такие взрослые дети уже умеют общаться. Трехлеткам договориться или совместно играть значительно сложнее. Поэтому наличие в группе более старших детей очень важный фактор именно для успешной адаптации малышей. И педагогам важно научиться ориентировать старших детей на помощь и поддержку новичков. Следует обратить внимание на достаточное количество материалов, связанных с водой – классические -  мытье посуды, рук, стирка белья и просто переливание, пускание пузырей, а также разнообразные пересыпания, которые оказывают расслабляющее и успокаивающее действие. Дети часто сами обращаются к таким материалам в ситуации повышенной тревоги.

Посещение детьми «нулевки» или «группы вместе с мамой», к сожалению, не является залогом того, что вхождение в группу 3-6 пройдет безболезненно. Исключение – это ситуации, когда старшая группа проходит в том же помещении, и с теми же педагогами. Тогда действительно адаптация проходит незаметно и переход в старшую группу может происходить гораздо раньше. Хорошая иллюстрация к этому группы «тоддлеров», формирующиеся из детей, уже посещавших младшую группу в том же пространстве.

Что может сделать педагог из нулевки для облегчения перехода – это рассказать мамам об особенностях адаптации к детскому саду, для того чтобы у них не возникало иллюзий, что все может произойти за два дня, или, в крайнем случае, за неделю. Потому, что если мама выделит на это слишком мало времени, то, сама не желая того, будет отталкивать ребенка в этот трудный период,  раздражаться на него и в результате это только осложнит адаптацию и затянет ее на неопределенное время.

Возможно так же приобретение опыта присутствия в группе без мамы, когда мама договаривается с ребенком и уходит либо в раздевалку, либо вообще. Но это скорее опыт доверия к маме – если мама обещала, то обязательно вернется. При этом особенно важно акцентировать внимание на соблюдении договоренности. Иначе опыт будет негативным и может даже осложнить переход в старшую группу.

Наиболее эффективными для успешной адаптации являются, конечно, индивидуальные занятия, когда педагог может сконцентрироваться полностью на пришедшем человечке и установить с ним надежный контакт. Понять пристрастия и особенности восприятия, определить какая группа, или, может быть, какие конкретно материалы в данный момент особенно интересны ребенку.

Может быть, нарисованная картина кому-то покажется слишком мрачной. Работая в группах, мы видим столько детей, прекрасно себя чувствующих, замечательно работающих, доброжелательных, нормализованных. Конечно я, как психолог чаще сталкиваюсь с проблемами. Но сколько их, детей, которые походили несколько дней или месяцев и так и не смогли привыкнуть просто потому, что получили первый сильный травмирующий опыт. Давайте, обратим внимание и на них.

Детский и семейный психолог
Баканова Елена
bakanovaelena@gmail.com

Метка: